От споров о чтении и изучении классики у меня возникли разные ощущения. Одно из них – все упорно путают изучение литературы (как предмет) и просто чтение. Классику мы не читаем, а изучаем. Ну, примерно так, как правила математики или законы физики. Только, когда мы изучаем точные науки, мы тренируем мозг, а тут ещё и душу. Изучать ли Толстого и Достоевского? А почему бы не довериться мнению людей, которые столетиями до нас выбирали эти произведения? Не исключаю, что что-то из классиков читать не интересно, не приятно – все люди совершенно разные, с разными вкусами и предпочтениями, но речь-то идет не о чтении для удовольствия! А об изучении того, что прошло испытание временем. И хотя бы из-за этого представляет интерес и ценность. Какой-нибудь Гильгамеш – ну точно не наш герой, но ведь выжил, продрался через века!
У моего старшего сына уроки литературы были интересными (ну это на мой взгляд). Я тут нашла его тетрадку, полистала и захотелось поделиться упражнениями-заданиями. Может кто-то захочет потренироваться? В изучении классики?
Сравниваются русские народные сказки и сказки Салтыкова-Щедрина.
Русские народные сказки
1. Сказочный сюжет – фольклорная лексика.
2. Юмор
3. Гипербола
4. Победа добра над злом
5. Очеловечивание животных.
Сказки Салтыкова-Щедрина
1. Сказочный сюжет – фольклорная лексика.
2. Ирония
3. Сатира, гротеск
4. Смешение категорий добра и зла, нет положительного героя
5. Уподобление человека животному.
В качестве задания предлагалось рассказать русскую народную сказку так, как её рассказал бы Салтыков-Щедрин (взяла из школьной тетрадки).
Курочка Ряба (в изложении Салтыкова-Щедрина).
Давно я имел намерение написать маленькую историю из жизни одной семьи. Жили, были дед и баба. Дед был человеком упрямым и всю жизнь упорно трудился. Если уж возьмется, за какое дело, то ни за что не отступит. Бабка в нем души не чаяла, во всем ему доверялась. И даже, если когда и затрагивало её сомнение, что же это такое дед делает, и не тратит ли попусту силы и средства семейные, все равно она никогда с дедом не спорила. Так и жили дед и баба, и была у них курочка Ряба. Так себе курочка – ни рыба, ни мясо. И вот как-то снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Само по себе событие из ряда вон выходящее, да тут ещё дед решил, что яйцо надо непременно разбить. И хотя, по мнению бабки – женщины хоть и простой, и доверчивой, но не лишенной практической сметки, золотое яичко лучше было бы продать целиком, да заработать деньжат, да пожить немного в своё удовольствие… однако ж, решил дед яичко разбить, и бабка ему не перечила. Дед бил, бил, да не разбил. А уж как бил! И руками об лавку бил, и молотом кузнечным бил, и с крыши бросал, а вот не разбил. Раскраснелся весь, рубаха разорвалась, глаза горят, волосы дыбом встали, и уж не помнит дед: «Зачем? Почему? Для чего?». Долгонько колотил дед несчастное яйцо, пока не обессилел. Видит бабка, что дед лежит без сил, да и взялась за дело сама. Дедовой силой бабка не обладала и старалась действовать всякими обходными путями – дверью защемить или иглой швейной расковырять, но и она яичко не разбила, положила на полку, да и уснула рядом с дедом. А тут мышка – прохиндейка бежала. Хвост длиннющий, глаза бусинки хитрющие, так и шныряют, так и шныряют. И как потом она ни уверяла, что просто хвостиком махнула, а яичко упало и разбилось, да кто ж теперь знает, что она с ним делала и с какой целью, а только факт остается фактом – к утру яичко было разбито. И тут вся загадочность русской души и проявляется: дед плачет, бабка плачет, а чего плакать-то? Сами же хотели яичко разбить! И никому не ведомо, отчего горе такое большое, но горе огромное, неизбывное. Плачет дед, плачет баба, а курочка, вся эта история и началась, уговаривает их, добрая душа: «Не плачь дед, не плачь баба! Я вам другое яичко снесу, не золотое, а простое!». Да, так я этим народом и надо, нельзя им драгоценные дары давать, не смогут распорядиться ими с толком, а только поломают все, попортят и в горе останутся.
Есть желающие попробовать другие сказки пересказать?
Отредактировано Believinga (2009-07-20 23:34:32)